ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ




ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОГ




АВТОРСКИЕ СТРАНИЦЫ




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ
 международный культурный проект 

Произведения участников Волошинского конкурса




» Волошинский конкурс 2014


О чём звонит колокол?

О́тпуск – о́тпуск – о́тпуск… Звучит, как долгожданный бла́говест. Уехать бы куда-нибудь подальше от этой суеты, сесть под соснами, слушать шум накатывающих на брег пустынный волн, и под этот чудный бла́говест не думать ни о чём…

Помните картину Михаила Нестерова «Под бла́говест»? Чудесная поэтичная картина. По тропинке один за другим, молча, идут два монаха – молодой и старый. Старый - за молодым. Почему не наоборот? Молодой идёт быстрее? Увереннее? Выбирает дорогу? Или опытному монаху так легче присматривать за юнцом, беззаботно помахивающим легкомысленно сорванной берёзовой веточкой.  Старый держит под левой мышкой крепкий посох – может быть,  не столько для ходьбы, сколько на случай, если послушник вздумает свернуть с проторённого пути? Оба читают книги. Молодой – тоненькую, старый – потолще. Что-то они читают? О чём-то думают? Тонкие берёзки, тихий пруд, церковь, два горящих на солнце креста на куполах... Природа как будто замерла и прислушивается к мерным звукам колокола...

Почему их двое? По одному разве монахи не ходят? А на картине того же Нестерова «Молчание» их тоже двое. Двое – старец и юноша. На середине залива, с удочками. Каждый в своей лодке. А между ними расстояние, равное длине лодки. Белая ночь, неподвижная вода и две церкви на берегу – одна внизу у подножья, другая - на самой вершине тёмной, заросшей лесом горы.

«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью…» - писал художник о своём творчестве. «Человек, живущий внутренней жизнью» - кто это? И что такое «внутренняя жизнь»? Какая она?

О́тпуск-о́тпуск-о́тпуск... Сразу и не перестроишься. Так и норовишь вскочить в шесть утра. Тело  всё ещё напоминает сжатую пружину, готовую разжаться по команде начальства. В голове лихорадочно прокручиваются развязанные в последние рабочие дни узелки. Не пора ли остановиться? Помолчать. Послушать тишину. Прочесть хорошую книгу…

Какую? Детектив! Наелись. Любовный роман? В нашем-то возрасте! Фэнтези о вампирах? Мистика? Переключаем. Что остаётся? Никогда не стареющая классика и мемуары. Может быть, всё-таки что-нибудь современное? Мутит уже от этого «некрасивого» в современной русской литературе. Хочется чего-то доброго, светлого, отдохнуть душой, подумать о жизни и  чтоб оторваться было трудно.

Есть такая книга! Все читатели в один голос заявляют, что прочли её на одном дыхании. Жанр? Назовём это мемуарной литературой, в ней есть всё от детектива до мистики, но главное – не это. О чём она? Можно было бы сказать, что она о нашем атеистическом прошлом и полуатеистическом настоящем, впрочем, даже не об этом – она о параллельном мире, о котором простому читателю известно не так много. Возможно, поэтому так интересно. Как, бывает, стоит в доме старый бабушкин сундук – все привыкли к нему, используют не по назначению. А в один прекрасный день откроешь – и столько там всего интересного-расчудесного найдёшь – не оторвёшься.

Название? «Несвятые святые» - зацени оксюморончик! И вовсе не пахнет нафталином, как может показаться на первый взгляд, а совсем даже наоборот. Автор? Архимандрит Тихон (Шевкунов), личность известная. Тематика? «Собранье пёстрых глав»: рассказы о Псково-Печерском монастыре и его обитателях, о мирянах и их приходе к Богу, притчи, головокружительные авантюрные истории – чего тут только нет!

Книга мгновенно обрела популярность среди читателей и пережила уже несколько переизданий. Нашлись и критики. Что критикуют?

Какая же это литература? - замечают некоторые литераторы. - Это просто «записки монаха». Автор, действительно, неоднократно сознавался в отсутствии времени для занятий литературным творчеством – свои истории он записывал в перерывах между делом, «на коленке» или в транспорте. Правда, до того, как их записать, он их придумал и «опробовал» на аудитории. Перед нами, безусловно, литература, так как писатель – это, прежде всего, образ мышления, а потом уже искусство владения пером. Писатель в любой ситуации – не просто свидетель (участник) и фиксатор событий, он – их отборщик и интерпретатор. Сюжетные линии так лихо закручены, а образы обитателей монастыря настолько великолепны, что сомневаться в таланте автора не приходится. Книга, несмотря на стилистическое разнообразие историй, оставляет впечатление очень цельного произведения. Так как все истории объединяет внутренний мир рассказчика, его, прежде всего, духовные опыты и наблюдения. Автор пишет не столько о событиях внешней жизни, сколько о событиях, оставивших след в его душе. Кто-то обозвал рассказанные истории «церковными байками» - что ж, если читатель нашёл в книге именно это, значит… таков читатель.

Некоторые богословы, с другой стороны, как раз остались недовольны «литературностью». Как-то уж очень не канонически кое-что прозвучало. В «Прологе» нет истории о Лисичке! Что это за история, сводящая к нулю институт миссионерства? Неужели Бог – это скорая помощь, куда звонят всякий раз, и, главное, незамедлительно эту помощь получают? А непонятная россыпь чудес! А эта странная фраза «характер не лечится»! Разве такой должна быть позиция христианина? Читателю же всё это понятно и нравится. Он понимает, что история о Лисичке – это история о том, что «Пути Господни неисповедимы», а чистое сердце порой важнее богословских изысканий. Чудес в книге, действительно, много. Но даже «великий безбожник» Дидро писал: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются». А «характер не лечится» значит: ой, как трудно человеку бороться со своими недостатками. Здесь-то как раз талант писателя Шевкунова заставляет нас почти забыть об архимандрите Тихоне.  И напрасно. Талантливый миссионер разговаривает с нами на понятном нам  языке всё о том же.

Пока  некоторые литераторы и богословы атакуют со всех сторон книгу и её автора, читатели читают, перечитывают, дают почитать близким и дальним знакомым, пишут о ней в блогах, голосуют на Рунете и комментируют в социальных сетях. Почему вдруг такая популярность? Потому что книга эта о простых, но очень важных вещах: о внутренней жизни человека, о его дороге к Храму. Каждая страница книги наполнена тихим светом, добротой, любовью, без которых уже трудно представить свою дальнейшую жизнь.

Стиль книги соединяет юмор и патетику, юношескую наивность и старческую мудрость. Ведь она о старцах и послушниках, об учителях и учениках, об их нелёгком, но радостном пути. И пусть кто-то уже на вершине горы, а кто-то только у подножья. Никогда не поздно начать Восхождение – вот главная мысль книги, её Благая весть. Всякий зван и будет принят. Поэтому сей Бла́говест был услышан и так радостно принят читателями. А, значит, пономарь Тихон не зря звонит в свой призывный колокол.



Категория: «Будь прост, как ветр, неистощим, как море...» | Добавил: Астрида_Монгирд (18.07.2014) | Автор: Астрида Монгирд
Просмотров: 213 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Нонна   (31.10.2014 02:52)
Замечательное эссе! Тонкое, умное, душевное рассуждение о хорошей и нужной книге.



произведения участников
конкурса 2014 года
все произведения
во всех номинациях 2014 года

номинации
«При жизни быть не книгой, а тетрадкой…» [175]
поэтическая номинация издательства «Воймега»
«На перепутьях и росстанях Понта, В зимних норд-остах, в тоске Сивашей…» [64]
поэтическая номинация издательства «Алетейя»
«Стиху – разбег, а мысли – меру…» [44]
прозаическая номинация журнала «Октябрь»
«Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы…» [110]
прозаическая номинация журнала «Дружба народов»
«Будь прост, как ветр, неистощим, как море...» [23]
литературная критика
номинация литературного журнала «Волошинский сентябрь»
«Если тебя невзначай современники встретят успехом…» [14]
литературная критика
номинация литературного журнала «Волошинский сентябрь»
«В глухонемом веществе заострять запредельную зоркость…» [91]
журналистика, номинация ИЖЛТ